01:47
Фиделио
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015;
проверки требуют 11 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015;
проверки требуют 11 правок.


Перейти к: навигация, поиск


Опера

Фиделио

нем. Fidelio

Афиша оперы «Фиделио». Вена, Кернтнертор-театр, 23 мая 1814

Композитор

Людвиг ван Бетховен

Либреттист

Иозеф Зоннлейтнер[d]

Язык либретто

немецкий

Источник сюжета

Леонора, или Супружеская любовь[d]

Жанр

зингшпиль

Год создания

1804

Первая постановка

20 ноября 1805

Длительность
(прибл.)

2,5 ч

Место действия

Испания и тюрьма

Время действия

XVII век

 Фото, видео, аудио на Викискладе

Фиде́лио (Op. 72; нем. Fidelio) — единственная опера немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Опера в двух действиях. Авторы либретто Иозеф Зоннлейтнер и Г. Ф. Трейчке по драме «Леонора, или Супружеская любовь» Жана Николя Буйи. Произведение написано в традициях оперы спасения.

Содержание
 [скрыть] 

1 История создания
2 Действующие лица
3 Краткое содержание

3.1 Первое действие
3.2 Второе действие

4 Избранные записи
5 Интересные факты
6 Примечания
7 Ссылки

История создания[править | править вики-текст]
Бетховен начал работу над оперой в 1803 году. 20 ноября 1805 года опера была представлена публике под названием «Леонора», но успеха не имела. Однако и вторая редакция выдержала всего два представления. Композитор вернулся к работе над произведением только спустя восемь лет. Было заново переписано либретто, написана новая увертюра. Опера была поставлена 23 мая 1814 года в венском Кернтнертор-театре и имела огромный успех.
Действующие лица[править | править вики-текст]

Флорестан, узник
тенор

Леонора, его жена, скрывающаяся под именем Фиделио
сопрано

Дон Фернандо, министр
бас

Дон Пизарро, начальник тюрьмы
бас-баритон

Рокко, тюремщик
бас-профундо

Марселина, его дочь
сопрано

Жакино, привратник
тенор

Узники, офицеры, стража, народ

Краткое содержание[править | править вики-текст]

Komm', O Hoffnung

сопрано Alice Guszalewicz

Помощь по воспроизведению

Действие происходит в Испании. XVII век.
Первое действие[править | править вики-текст]
Жакино, тюремный привратник, влюблён в Марселину, дочь надзирателя Рокко. Но Марселина мечтает о любви юного Фиделио, нового помощника своего отца. На самом деле под именем Фиделио («Верный») на службу нанялась Леонора, супруга одного из узников, Флорестана, который был арестован за выступление против тирании Пизарро и без суда помещён в глубокий подземный застенок. Леонора надеется что-то узнать о судьбе Флорестана и попытаться его освободить.
Пизарро получает донесение о том, что в Севилью направляется с инспекцией Министр, Дон Фернандо — до Мадрида дошли слухи о том, что в тюрьме находятся узники, брошенные туда по политическим мотивам. Чтобы успеть скрыть главное из своих преступлений, Пизарро приказывает Рокко этой же ночью тайно убить самого опасного узника (то есть Флорестана), но Рокко отказывается это сделать, поскольку осуществление смертных приговоров — не его обязанность. Тогда Пизарро велит, чтобы Рокко вырыл узнику могилу, а убьёт его сам комендант.
Этот разговор подслушивает Леонора, которая намерена любой ценой спасти несчастного, чьего имени она пока не знает. Марселина упрашивает отца разрешить заключённым короткую прогулку в честь именин Короля. Узники блаженно дышат свежим воздухом и молятся Богу о своём освобождении. Леонора всматривается в их лица, но Флорестана среди них нет. Внезапно появившийся Пизарро яростно приказывает увести заключённых в камеры.
Второе действие[править | править вики-текст]
Флорестан томится в тёмном подземелье. Он чувствует, что дни его сочтены, но уверен, что поступил правильно, выступив против несправедливости. В лихорадочном бреду ему мерещится небесный ангел в образе любимой Леоноры.
Рокко и Леонора спускаются в подземелье, чтобы вырыть обречённому могилу. Леонора из жалости даёт едва шевелящемуся страдальцу воду и хлеб, но не может разглядеть его лица: в застенке слишком темно. Появляется Пизарро с кинжалом. Флорестан напоследок бросает ему в лицо обличительные слова, и Леонора, наконец, понимает, кто такой этот узник. В решительный момент она бросается между убийцей и жертвой, направляя на Пизарро пистолет и называя своё настоящее имя.
В этот момент сверху звучит фанфара трубы, возвещающая о приезде в крепость Министра. Пизарро понимает, что скрыть следы преступления уже не удастся, и спешит наверх. Леонора и Флорестан счастливы, что вновь оказались вместе. Они выходят на площадь к ликующему народу. Злодеяния Пизарро разоблачены, политические узники выпущены на свободу. Рокко рассказывает Министру о доблести Леоноры, спасшей своего супруга. Дон Фернандо радостно удивлён, ведь Флорестан — его давний друг. Леонора снимает цепи с рук Флорестана, и народ славит супружескую верность, способную совершать подвиги.
Избранные записи[править | править вики-текст]
(солисты даются в следующем порядке: Леонора, Флорестан, Пизарро, Рокко, Марцелина, Жакино)

1941 — Дир. Бруно Вальтер; солисты: Кирстен Флагстад, Рене Мезон, Юлиус Хюн, Александр Кипнис, Марита Фарелл, Карл Лауфкёттер; оркестр Метрополитен-опера.
1950 — Дир. Вильгельм Фуртвенглер; солисты: Кирстен Флагстад, Юлиус Патцак, Пауль Шёффлер, Йозеф Грайндль, Элизабет Шварцкопф, Антон Дермота; Венский филармонический оркестр.
1953 — Дир. Вильгельм Фуртвенглер; солисты: Марта Мёдль, Вольфганг Виндгассен, Отто Эдельман, Готлоб Фрик, Сена Юринац, Рудольф Шок; оркестр Венской государственной оперы.
1957 — Дир. Ойген Йохум; солисты: Леони Ризанек, Ханс Хопф, Фердинанд Франц, Людвиг Вебер, Элизабет Линдермайер, Мюррей Дикки; оркестр RAI.
1957 — Дир. Александр Мелик-Пашаев; солисты: Галина Вишневская, Георгий Нэлепп, Алексей Иванов, Николай Щегольков, Ирина Масленникова, Павел Чекин; оркестр Большого театра.
1960 — Дир. Герберт фон Караян; солисты: Осе Нордмо Лёвберг, Вольфганг Виндгассен, Ханс Хоттер, Вальтер Креппель, Вильма Липп, Мюррей Дикки; оркестр Венской государственной оперы.
1962 — Дир. Отто Клемперер; солисты: Криста Людвиг, Джон Викерс, Вальтер Берри, Готлоб Фрик, Ингеборг Хальштайн, Герхард Унгер; оркестр Филармония.
1970 — Дир. Леонард Бернстайн; солисты: Биргит Нильссон, Людовик Шписс, Тео Адам, Франц Красс, Хелен Донат, Герхард Унгер; оркестр RAI.
1978 — Дир. Карл Бём; солисты: Хильдегард Беренс, Джеймс Кинг, Дональд Макинтайр, Курт Молль, Луция Попп, Норберт Орт; оркестр Баварской государственной оперы.

Интересные факты[править | править вики-текст]

Оперу очень любил Глинка и однажды сказал Серову: «„Фиделио“ я не променяю на все оперы Моцарта вместе!»[1]

Примечания[править | править вики-текст]

↑ Глинка М. И. ПСС. Литературные произведения и переписка. Т.1. М,, 1973. С. 428

Ссылки[править | править вики-текст]

Краткое содержание (синопсис) оперы «Фиделио» на сайте «100 опер»
Увертюра к опере
Полное либретто оперы «Фиделио» на русском языке


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Фиделио&oldid=88068929»
Категории: Оперы по алфавитуОперы на немецком языкеОперы Людвига ван БетховенаОперы по литературным произведениямОперы 1805 годаОперы 1814 годаСкрытая категория: Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
Просмотров: 174 | Добавил: nataliya_igorevna_1969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar